Недаром говорят в народе: шило в мешке не утаишь. Так же, как и
истину не спрячешь. Все равно она пройдет сквозь грубую мешковину лжи.
Все мы знаем, что истина глаголет устами младенца. И это не только еще
одно меткое народное выражение, но и повод задуматься. Вот над чем.
Однажды, проходя педпрактику, я заметила вот какую вещь. Наши дети,
намного мудрее взрослых в том плане, что нутром чувствуют где Правда, а
где Кривда .Особенно, если это касается веры.
Самое первое, что читают наши дети- это русские народные сказки. И мы,
взрослые, как то подзабыли, а может быть, и не видим, что именно они
являются носителями сокровенных знаний.
Наши предки предвидели нашествие христианства на Русь. И знали, где
прятать Правду. Знали, кто сможет ее понять и впитать в себя даже тогда,
когда, казалось бы, нет надежды на это.
Вот о том и пойдет речь в моей статье.
Самый распространенный сюжет русской сказки – об Иванушке – дурачке,
который был дураком, но после многочисленных испытаний добывает себе и
имя, и богатство, и жену-красавицу.
По сути эта сказка и описывает путь человека. Вот начало пути-
человек не – Ведающий. Дурачок. Таким он и остается какой то отрезок
своего жизненного пути. Лежит на печи. До тех пор, пока сама жизнь не
заставляет его шевелиться. Знакомая ситуация, не правда ли? И вот
посылает его царь пойти туда то, достать то то. Задание, как правило, на
данном этапе невыполнимое. Но не идти опять таки, нельзя. И вот, жизнь
приводит его к одному из самых значимых персонажей сказок. К Бабе Яге.
Разные литературоведы по разному толкуют этот образ. Но все чаще, с
исторической точки зрения. Наиболее популярная трактовка- Баба Яга =
Бабай Ага, собирательный образ татаро монгольского захватчика. Только
забывают исследователи, что сказки- это не только и не столько отражение
исторической действительности. Да и сам факт татаро-монгольского
нашествия весьма сомнителен.
Кто же такая Баба Яга? А проводница из Нави в Явь. Именно в ее избе вход в навь, мир мертвых, куда ведет путь героя.
Если мы откроем любой сборник сказок, то мы прочитаем о неприятной,
если не сказать, страшной внешности героини. Однако, существует мнение,
которое опирается на более старые тексты, что баба Яга- это воплощение
женской природы, женственности. В некоторых текстах говорится, что у нее
«Титьки до пола свисают».ну и что же тут женственного, спросят меня?
Разумеется, нельзя подобное описание воспринимать в прямом смысле.
Это гипертрофированные признаки женственности. Вспомним хотя бы
палеолитических Венер, у которых нарочно преувеличены признаки пола. Так
и здесь.
И вот эта красавица встречает Ивана. Помните, какой диалог происходит
между ними? Непременное условие, которое ставит Иван, перед тем, как
рассказать, что и как, это то,чтоб его в баньку сводили, накормили и
напоили. Вот оно, исконно русское гостеприимство, без которого не одно
дело делаться не будет. Жаль, что сейчас это подзабыто как то.
Но вот нашего героя путь ведет в баню. В славянской традиции баня –
место сакральное. По сути, именно в ней и есть вход в Навь. Вспомним,
где селятся многочисленные представители низшей демонологии, как сказали
бы сейчас: всевозможные банники и прочие существа. Известно, что нельзя
в бане находиться после полуночи, не то беда. Кстати, это правило
сохраняется и в современных деревнях. Когда я проходила фольклорную
практику, мне пришлось столкнуться с всевозможными рассказами о
банниках, луговых, домовых да леших. Причем старые люди ничего в этом
сверхъестественного не находят, и живут рядом с ними, как и много веков
назад.
Но вернемся к нашим героям. Итак, там, в бане, происходит первая
инициация Ивана. Далее, баба Яга дает ему советы, и наутро он идет в
путь. Но это уже путь по Нави, тело Ивана осталось лежать в той избе на
границе между двумя мирами.
Ничего это не напоминает? Именно такую же функцию несет и переход
через огненную реку, которая так же отделяет Явь от Нави. Имитацию этого
инициативного пути сквозь огненное препятствие можно было увидеть в
древнем посвящении в воины, которое практикуется и по сей день.
Именно тем, что все основное действие сказки происходит в Нави, и
объясняются все чудеса и нереальные ситуации, которые и происходят с
героем. Иван выходит на свой истинный путь, который теперь расстилается
перед ним клубком, который очень часто дает ему баба Яга, и сам ведет
его к Цели. Там мы встречаем персонажей, в которых нетрудно угадать
славянских богов. Например, в сказке про Марью Маревну нетрудно
догадаться, что это сама Марена, богиня зимы и смерти. А Кощей-Чернобог.
Далее, исполнив все задания, и преодолев все трудности, Иван, который
уже давно не дурачок, возращается тем же путем, через избу Бабы Яги в
мир живых. И далее уже живет долго и счастливо. Уже не просто баловень-
разгильдяй, но инициированный воин.
Другой не менее распространенный сюжет- бой на реке Смородине. Опять
же,это та самая река между Явью и Навью.В самом слове смородина можно
выделить два корня – мор( слово из того же словообразовательного гнезда,
что и смерть, Марена, мор) и род, рождение, имя славянского бога Рода.
Река между смертью и жизнью.
Но наиболее обширные трактовки вызывает тут образ противника. Как
правило, это чудо-Юдо двенадцатиглавый змей. Нельзя однозначно сказать,
кто он. Существует разные версии, что это и «внутренний зверь», который
сидит в самом воине, то есть, между Жизнью и Смертью идет битва с самим
собой.( Опять таки, тут можно увидеть отголоски древних инициативных
обрядов.)
Или есть мнение, что это образное обозначение врагов земли Русской.
Встречаются даже такие версии, что в образе этого самого чуда- Юда-
предсказанная борьба с людьми библейской национальности. Или же, это
какой то зверь, не вымерший еще к тому времени.
Впрочем, это и не важно. Важен сам зашифрованный символ реки-границы.
Можно найти еще много таких же зашифрованных мест в сказках, но нам
важна сама мысль: первое, что получает недавно вступивший в жизнь
человек- это то, что ему пригодится больше всего. И обсалютно никто не
обделен этим.(сомневаюсь, что кто то не читал в детстве сказок)А уж как
он распорядится этими знаниями, и выделит ли скрытую информацию или нет,
это уже дело каждого. Ибо у детей Богов все в их руках.
|