Сегодня всевозможная нечисть не сходит с экранов телевизоров, страниц
книг… И вместе с тем, в этом потоке уже практически стёрлись
классические черты нашей, славянской нечисти. Итак, какие же они –
старославянские черти? Согласно славянским верованиям, чёрт
существовал задолго до человека, ещё перед сотворением мира. Легенда,
известная на Волыни, повествует о чёрте, который был в своих злых делах
один-одинешенек на весь свет. Это одиночество ему надоело, поэтому он
попросил у Белобога сотворить ему побратима. Белобог позволил бесу
макнуть палец в живую воду и стряхнуть за спину. Из капли должен был
появиться верный товарищ. Жадный чёрт макнул руку по локоть. А когда
стряхнул капли, появилось видимо-невидимо демонов, которых вместе с их
творцом сбросили с неба.
Нечисть летела 40 суток, а как только Белобог проговорил «Аминь!»,
демоны навсегда остались там, куда спрятались в то мгновение: кто – в
воде, кто – в лесу, кто – в горах, а кто – в человеческих жилищах.
Соответственно, украинский пантеон демонов четко разделился на виды:
демоны природы (водяные, лесовики, русалки), демоны семейного очага
(домовые), человеческие химеры (упыри, песиголовцы, ведьмы, черти),
призраки (нищие, привидения, трясучие и другие).
Насколько этому можно верить – каждый должен решить для себя сам, но
необходимо помнить, что черти появлялись и после. Каким образом? Тут
вариантов уйма. Черти могут происходить друг от друга – они рождаются,
как люди, женятся, живут, но не умирают. Кроме того, славяне полагали
что черти нередко вступают в брак с ведьмами. Увидев пыльный вихрь
посреди дороги, наши предки были уверены, что повстречали бесовскую
свадьбу. Считалось, что если в такой вихрь бросить нож – смерч исчезнет,
а на лезвии ножа останется кровь. Кроме того, в чертей, по народным
верованиям, превращаются дети, умершие некрещеными, и люди, которых
прокляли. Ну и, наконец, если закопать в муравейник живую летучую мышь,
то через девять дней она превратится в чёрта.
А вот называли чертей везде по-разному, при этом остерегаясь упоминать
его настоящее имя – дабы не накликать. Вместо этого употреблялись
разнообразнейшие прозвища-эвфемизмы: нежить, враг, немытик, игрец,
окаянный, скаменюшник, осинавец, щезба, щезник и прочие. Существуют
соответствующие названия, характеризующие основные черты беса в
конкретных ситуациях. Скажем, чёрт – адское отродье, поскольку
властитель ада, куцый, так как у него куцый хвост, а еще – перелесник,
лукавый, нечистый, бес.
Внешний вид чёрта так же разнообразен, как и прозвища – в народном
воображении эта одиозная фигура нечистого мира чаще всего появляется в
виде обросшего шерстью существа с хвостом и рожками. Иногда чёрт может
превращаться в животного, по большей части в барана, иногда он
приобретает формы какого-то вычурного существа, которое больше
напоминает обезьянку. Хотя можно найти и описания чертей как мужчины с
крыльями летучей мыши, либо же как мужчины невысокого роста, с собачьими
или куриными ногами, длинноносого и красноглазого.
Довольно часто в описании чёрта фигурирует хромота, так как черти
переломали себе ноги еще до сотворения человека, когда сонм бесов был
сброшен с неба. Вместе с тем, чёрт – существо полиморфное и выглядеть
может практически как угодно. Так, особо часто черти принимали облик
чёрной кошки (отсюда выражение, что при ссоре пробегает между людьми
чёрная кошка, да и вообще ничего хорошего сие животное, перебежавшее
дорогу, не предвещает), реже – чёрной собаки, змеи, свиньи, волка и
прочих чёрных животных.
Могут черти превращаться и в неодушевлённые предметы – в клубки ниток, в
вороха сена, в камни и т.д. Хотя есть у них и некоторые ограничения:
чёрт не может превратиться в корову, ибо в этом обличье его узнает любая
баба. Не дерзают злые духи прикидываться петухом – солярной птицей, чей
крик возвещает пробуждение солнца и начало нового дня, а также
голубями. Точно так же никто не видал злой нежити в ослиной шкуре.
Живут черти практически везде – в старых полуразрушенных домах, на
старых мельницах, в болотах, в зарослях бузины, в дуплах деревьев
(особенно любят вербу и грушу)… Гнездом чёрта иногда считают омелу.
Кроме того, может находиться и в человеке.
Чертей можно условно разделить на три категории. Первая – старейшие,
мудрые черти. Эти не только особо не вредят, а и могут помочь – они учат
людей кузнечному ремеслу, разжигают первый огонь, изобретают водку
(хотя, конечно, польза весьма сомнительная), колесо… Именно эти черти
создают волков, сорок, зайцев... Вторая категория – это черти-вредители,
основная задача которых всячески портить жизнь людям – при этом
фантазия у них весьма разнообразная: от мелких пакостей до высушивания
человека до смерти. И, наконец, черти, восстанавливающие справедливость:
так, например, существует легенда, по которой чёрт заставляет своего
младшего соплеменника отслужить три года у бедняка за украденный кусок
хлеба.
Вот такие вот они – славянские черти. Герои старых сказок и неотъемлемая часть мира, в котором жили наши предки.
Екатерина Кирсанова
|