Почти во всех индоевропейских религиозных системах царь небесный, Бог
Грозы, повелитель электричества, "стихии огня" имел супругу, дарующую
дождь, образ которой связывался со стихией воды и Луной, "управляющей"
приливами; подобными функциями обладали римская Юнона и греческая Гера
(супруги Юпитера и Зевса соответственно), В древнерусской религии женой
"громовика" Перуна считалась МАКОШЬ - богиня Луны и владетельница вод со
свитой из "тридевяти сестрениц" - русалок.136 В качестве супруги
"небесного царя" Макошь весьма почиталась; ей одной из женских божеств
был поставлен - рядом с Перуном - "истукан" в киевском пантеоне.
"Лунной" богине поклонялись и скифы. Античные источники (Гесихий)
сообщают, что скифы почитали Луну под именем МАСПАЛЛА. В др.-индийском
луна - "mas", в иранском - "mah". Интересно, что, как и во многих других
случаях, скифское имя оказывается ближе к индийскому. С иранским корнем
более сходно имя МАКОШИ, которая, очевидно, кроме "водных", имела и
"лунные" функции (благодаря эффекту приливов символическая связь ясна).
Впрочем, богиня МАХИ упоминается также и в Ведах.
Поклонение богине с подобными названиями известно у многих народов
Евразии. Так, в Средней Азии и в Ирландии (!) она была известна под
одним и тем же именем-МАХА. Правда, в кельтском исполнении Маха уже не
связывалась с Луной, однако образ этой богини - одновременно агрессивной
и эротичной - как нельзя лучше соответствовал представлению о "ночном",
"теневом" божестве.
Славянская же Макошь вполне совпадала со скифо-арийским прототипом: она
была богиней Луны и владычицей вод, повелительницей русалок.
Заимствование этого образа от иранцев или индийцев также невозможно, как
и от ирландцев. Конечно же, образ Макоши и само ее имя - всего лишь
отражение древнего общеарийского культа. В недельном цикле Богине Луны
был посвящен понедельник, "Лунный день" (ср. англ. Monday, от
moon-Луна), в годичном - месяц "Рака".
***
В образе супружеской пары Юпитера, Бога Грозы, и Луны, Повелительницы
Дождей скрыто противопоставление двух противоположностей, двух стихий -
Огня и Воды. Учение о "четырех стихиях" лежит в основе чуть ли не всех
мировых религий. В религиозных системах индоевропейских народов "4
стихии" символизируют две божественные пары, два бога - ипостаси Троицы -
и их супруги. Первой парой - "огонь и вода" являются Бог Грозы -
Красный бог и его жена: в Ведах - Рудра и Рудрани-Присни (очевидно, она
же и Махи); римские Юпитер и Юнона, славянские Перун и Макошь. Судя по
всему, этой паре в скифское время соответствует Таргитай (Тархунт) и
Маспалла; эта "лунная" богиня, Русалка-Берегиня и есть та
полуженщина-полузмея, которую скифы почитали как свою
мать-прародительницу (ее образ сохранился в русских сказках: мудрая
Змея-Скарапея, приносящая благо и удачу).
Вторая верхованя пара, типа "воздух и земля", образована союзом
Чернобога (воплощенного в образе повелителя ветров и бурь) и
Матери-Земли. Чернобог (теневая, "хтоническая" ипостась верховного
существа) вступая в союз с Матерью Землей (у скифов носившей имя Алия),
осуществлял тем самым функции самого Бога-творца.
Эта вторая пара во многих религиозных системах, подвергнувшихся
деградации, просто слилась с первой. Так, у греков Зевс оказался
фактически "двоеженцем", будучи супругом двух почитаемых богинь - Геры
(Луны) и Де-метры (Земли) одновременно! Даже в хорошо сохранившихся
религиозных системах, подобных индийской, две изначальные божественные
пары соединились в одну: Рудра-Шива и его супруга Дурга-Кали, символ
земной стихии.
Мать Земля несет в себе как позитивные, так и негативные свойства: как и
все представители "земного", материального начала, она несет в себе
изменчивость, зависимость от временных циклов, на что указывает само имя
Кали (от кала - время). Реализация цикла приводит к накоплению энтропии
в системе, и божество плодородия, дающее Жизнь, превращается в свою
противоположность - Смерть.
Впрочем, в сложном образе Кали, распадающемся на десятки символов,
выделяется все же более позитивная, милосердная ипостась, ТАРА ДЕВИ.
Само имя ее образовано от санскритского tara-"6eper"; как по имени, так и
по сущности она вполне соответствует славянским Берегиням.
Тара представляется супругой "планетарного" Юпитера (Брихаспати);
очевидно, что она и есть собственно Рудрани, жена Рудры, поскольку во
всех системах Бог Грозы отождествляется именно с этой планетой.
Судя по сохранившимся средневековым источникам, в славянской религии
верховное божество отчетливо представлялось в двух парных ипостасях.
В качестве пары верховных богов, "царя и царицы", выступают то Перун и
Макошь, то Див (Дый) и Дива (Дивия); так, в "Беседе Григория Богослова
об испытании града" (русский источник 11в.) о славянах-язычниках ска^
зано: "Овый Дыю жерет, а другый - Дивии"... Здесь ДЫЙ (ДИВ) - небесный
царь, "Деус", "Зевс", а ДИВИЯ есть Великая мать, известная в Греции как
Гея-Земля, Рея или Деметра; в древнейшие ахейские времена, судя по
сохранившимся надписям, она почиталась под тем же именем, что и у славян
- Ма Дивия.137
Западные славяне произносили имена верховных богов в более
"модернизированной" форме, чем на Руси: ЖИВ и ЖИВА. Скандинавы также
знали "Живу", но только в женской ипостаси: СИВ - имя златовласой
супруги бога-громовика Тора...
Следует подчеркнуть, что славянский Див (Жив, Шива) не тождествен
Роду-Перуну: это Вей, Стрибог, Повелитель Бурь, "разрушительная"
ипостась Троицы. Его супруга, Дива-Жива есть богиня плодородия, сама
Мать Сыра Земля.
Знаменитый западнославянский "Збручский идол" (датирован 9-м в.)
представляет собой изображение верховного божества в четырех лицах (двух
мужских и двух женских) на четырех сторонах столба. Исследователи,
сходясь на том, что двое из этих лиц - Перун и Макошь, долго спорили
относительно второй пары; есть все основания полагать, что это - Див (он
же Вей-Стрибог) и Дивия, Мать Земля.
На лицевой стороне Збручского идола изображена именно Мать Земля,
держащая в руке "рог изобилия". По правую сторону от нее находится Перун
(с конем и мечом), по левую - Макошь, держащая в руке кольцо (в
качестве жены бога-"царя" она была покровительницей брака). На оборотной
стороне идола находится Вей-Стрибог, супруг Земли-богини; как божество,
имеющее негативные функции, он почти лишен символики. Таким образом,
"Великая Мать", богиня плодородия, оказывается в центре; мужские
божества - по правую., а женское - по левую сторону от нее; божественные
супруги, олицетворяющие противоположные стихии (Земля-Воздух,
Огонь-Вода), находятся на противолежащих гранях.
***
Культы Макоши, лунной владетельницы вод, и Живы-Матери Земли, очевидно,
связаны между собой. Наряду с ними в древней арийской религии
существовало еще третье воплощение "женской стихии": дочь Матери-Земли,
умирающая-воскресающая богиня, символизирующая годовой цикл природы. Эта
ипостась древнего культа плодородия представлена в греческом мифе о
Де-метре и ее дочери Персефоне, похищенной "теневым" миром, но
возвращающейся каждый год и приносящей весну. Образ Персефоны восходит к
древнеарийской традиции, поскольку имеются параллели этого мифа у
различных народов арийского происхождения, например, у балтов
(богиню-мать и богинь-дочь они звали Курминой и Нейолой).
Тройственный культ женского, "теневого" начала был известен у кельтов
Ирландии (три богини-Марригны: сестры Маха, Бадб и Морриган) и у
западных славян, почитавших женскую Триглаву, символами которой служила
Луна и Черный конь. Интересно, что ирландские имена имеют параллели со
славянскими: Маха - это Макошъ (ср. иранское "мах" - Луна), Бадб есть
просто Баба (Мать Сыра Земля именовалась также Землей-Бабой), а
Морриган-Морена, Мара.
Кельтский культ "трех Марригн" имел ярко выраженный хтонический
характер: все три богини сочетали в себе агрессивные, воинственные,
негативные черты, и вместе с тем были покровительницами плодородия. То
же самое мы видим в Греции: великая Мать-Земля-Деметра почиталась также в
образе яростной Эринии, воплощения вражды и ненависти, а ее дочь
Персефона (несущая весну!) считалась супругой властелина мрака, Аида...
В таком же образе стихия Земли предстает и у славян. Исследователи
неоднократно отмечали, что сказочная Баба-Яга, поджидающая свои жертвы в
избушке на курьих ножках (то есть в срубе, типичном для захоронений в
южнорусских степях 2 тыс. до н.э.) есть не что иное, как воплощение все
той же Матери-Бабы-Земли, только в негативной ипостасти, в облике
Смерти.
У славян дочь Матери Земли, подобная греческой Пер-сефоне,
символизирующая движущееся, циклическое начало женской, земной,
плодородной стихии, именовалась одновременно Живой (Дивой) и Марой,
Мариной, Мореной, то есть властительницей Жизни и Смерти.138 В день
летнего солнцестояния солнце - олицетворение мужского начала - входило в
наивысшую силу; женская стихия, следовательно, была "подавлена"., в
этой точке начинался новый "женский" цикл, находившийся в противофазе с
мужским. Поэтому в ночь на Ивана Купалу (ночь - также женская стихия)
славяне сжигали чучело Морены, олицетворявшее "старый" цикл.
В день зимнего солнцестояния женское начало, напротив, достигало
своего максимума, а солнечное - мужское-минимума. В этот день Дива-Мара
рожала новое солнечное божество, именовавшееся у славян КРЫШНИМ,139 а в
Индии - КРИШНОЙ. Понятие о циклическом возрождении высшего божественного
начала имели и греки в эпоху античности: его воплощением служил
рождающийся-умирающий ДИОНИС (его имя значит просто "бог").
Согласно мифу, Дионис - "дваждырожденный": его рожает от верховного бога
земная женщина Семела, погибающая прежде срока, и донашивает его
Персефона (Майя), то есть хтоническая, рождающаяся-умирающая богиня.
Само имя "Семела", судя по всему, восходит к корню "зем" (славянское:
земля), то есть мать Диониса является воплощением "земной" стихии. Имя
же Майя означает просто "мать" (на санскрите).
Это имя "великой матери" сохранилось во многих вариантах арийской
религии: Майей звали весеннюю богиню древние римляне, в индуизме
Майя-Дурга (то есть Дева)-воспитательница Кришны, в буддизме Майя - мать
майтрейи (мессии). Празднование, посвященное великой матери Майе
(Марене) и ее новорожденному сыну-Крышнему славяне связывали с зимним
солнцестоянием. В индуизме известно также еще одно воплощение великой
матери: Майя-Рати, жена бога любви Камы. Эта божественная пара также
почиталась славянами: "Иван-да-Марья", "Купала-Морена" (Купала есть Лад,
бог любви); культ ее был связан с летним солнцестоянием.
***
Концепция "самовозрождающегося" бога, воплощающегося в смертной
ипостасти Аватара входит в самое ядро арийской религии; следует
признать, что в чистом виде она сохранилась только в Индии, отчасти в
Греции и у славян.
С появлением христианства эта концепция в Европе получила "второе
рождение". Дива-Мара, рождающаяся-умирающая богиня Земли, стала Девой
Марией, Богородицей.
Циклическое начало женской - земной - стихии ярко отражено в
христианском культе Девы Марии системой праздников, приуроченных к
различным фазам годового цикла (осень: Рождество Богородицы, Покров,
весна: Благовещение, лето: Успение).
Двойственная природа древнего "женского" культа плодородия, воплощенного
в образах бессмертной и вечной богини-матери и постоянно
умирающей-возрождающейся богини-дочери, отражена в христианстве
почитанием св. Анны, матери девы Марии. (Само имя Анна - древнеарийское;
в Италии римского времени почиталась богиня АННА ПЕРЕННА, связанная с
источниками вод, в Скандинавии - НАННА, супруга Бальдра, а в
среднеазиатской Скифии - богиня плодородия НАНА.)
Следует отметить, что у скифов "воскресающий бог" особенно почитался на
севере, в лесной зоне Восточноевропейской равнины - в стране гелонов;
согласно Геродоту, культ "Диониса" был здесь самым главным. Но этот
культ немыслим без почитания божественой матери, Дивы-Мары; это значит,
что уже в скифские времена Северная Россия считалась "страной
Богородицы"...
Итак, можно поставить знак равенства между следующими "женскими
Триглавами", символизируемыми Луной и Землей:
МАСПАЛЛА (Луна) + АЛИЯ (Земля) + (Мать "Диониса") (скиф.) - МАКОШЫ -
МАТЬ СЫРА ЗЕМЛЯ + ДИВА (ЖИВА), МАРА (Триглава женская, слав.) =ТАРА-ДЕВИ
(она же РУДРАНИ, ПРИСНИ, МАХИ)+ ДУРГА-КАЛИ-ПАРВАТИ (она же
ЗЕМЛЯ-ПРИГХИВИ) + ДЕВАКИ (МАЙЯ, мать Кришны) (инд.) = МАХА+ БАДБ+
МОРРИГАН (кельт.) = ГЕРА+ ДЕМЕТРА (ГЕЯ)+ ПЕРСЕФОНА (МАЙЯ) (греч.) =
ЮНОНА+ ЦЕРЕРА (ТЕЛЛУС, ОПС)+ ПРОЗЕРПИНА (МАЙЯ) (рим.)
В зодиакальном круге женской Триглаве посвящено два месяца: Рыбы (20
февраля - 20 марта) и Рак (с 22 июня по 23 июля) вместе с
"управительницей" Луной.
|