Праздники - это неотъемлемая часть нашей Духовной Культуры, да и всей
жизни. Праздники не придуманы - они объективно необходимы как еда, сон,
труд. Это не столько отдых, сколько другое состояние сознания,
противопоставленное будням. Автор около 15 лет подготавливает и проводит
природные праздники. На основе накопленного опыта он считает, что на
сегодняшний день Духовная Культура проведения праздников сильно
деформирована, поэтому нуждается в активном изучении и возрождении.
По народным представлениям, чередование будней и праздников считалось
необходимой составляющей нормального течения жизни, а сбои могли
привести к хаосу и гибели мира. Праздничных дней в России XVIII—ХIХ вв.
было много: сто сорок - сто пятьдесят в году. Праздники отмечались
обычно всей общиной, в них должны были участвовать все взрослые жители
села, деревни, городского квартала или улицы. Игнорирование празднества
людьми физически и психически здоровыми рассматривалось как грех,
нарушение этических норм и Божьих установлений. Кроме общинных
праздников в русском быту существовали праздники семейные: именины и
семейные братчины, отмечавшие важные события в жизни близких
родственников, происшедшие в прошлом и завещанные для почитания.
Общинные праздники длились несколько дней: от одного до двенадцати, в
зависимости от значимости праздника. Многие из них имели так называемые
предпраздники и попразднества. Предпраздник был необходим для создания у
людей, определённого психологическою настроя на праздник. Попразднество
решало задачу выведения человека из праздничного состояния в будничную,
повседневную жизнь. Семейные торжества проходили обычно в течение
одного дня. Каждый из праздников имел свою отмеченную давней традицией
программу. Своеобразие праздничного ритуала зависело от самого события,
лежавшего в основе праздника, его происхождения и значимости для
общества. Каждый праздник имел своих главных и второстепенных
действующих лиц, свои атрибуты, песни, заговоры, словесные формулы,
нередко и свои специфические блюда.
В истории человечества феномену праздника принадлежит особая роль,
ведь празднество - это важная изначальная форма человеческой культуры.
Главная черта древнего празднества - его духовный и социальный характер -
выражена, в терминах славянских народов, обозначавших праздники:
«собор» , «соборще», «собрание», «сбор»; «толпище»; «сходбище»;
«событка», «собутка», «соботка» «субботка»; «куп», «вкупе», «купно»
(«Купала»). Попытки определить феномен праздника, понять его роль в
обществе предпринимались уже в античную эпоху (Геродот, Платон,
Аристотель).
Владимир Иванович Даль в "Толковом словаре живого Великорусского
языка" толкует слово Праздник как день, посвященный отдыху, неделовой,
не работный, день, празднуемый по уставу церкви или же по случаю и в
память события гражданского, государственного, или по местному обычаю,
по случаю, относящемуся до места, до лица. В.И. Даль чётко разделяет
праздники церковные, гражданские и государственные, причём отмечает, что
существуют ещё и праздники местные, а также личные.
Самое точное определение праздника я нашел в книге "Славянская
мифология", в статье С.М.Толстой: Праздник - одно из главных понятий
народного календаря, "сакральное" время, противопоставленное
повседневному, "профанному" времени будней. Различаются великие, большие
и малые праздники. Праздник отличается от будней запретом на все или
некоторые виды работ, который вступает накануне, после захода солнца...
Само понимание праздника как опасного для людей разрыва границы между
"тем" и "этим" миром составляет элемент языческой картины мира. Все
праздники, как большие, так и малые, считаются опасными...
Здесь выделен, на мой взгляд, основной момент: любые праздники
находятся на грани "того" и "этого" мира и являются опасными.
Фасмер в своём "Этимологическом словаре русского языка" приравнивает
слова праздный и порожний. А порожний - это не только пустой, но и
находящийся на пороге, награни миров.
Может быть не случайно у В.И. Даля выделено: празъ - или презъ,
черезъ, чрезъ, сквозь, насквозь. Через порог, сквозь грань миров надо
пройти.
Из сказанного можно сделать следующие выводы:
1. Праздник - неотъемлемая составляющая нормального течения жизни.
2 Сто сорок-сто пятьдесят праздников в году -это примерно 40 %
времени.
3. Существуют праздники общинные и личные, семейные.
4. Праздники могут длиться до 12 дней.
5. Празднику необходим предпраздник и попразднество.
6. Каждый праздник имеет свою программу, сценарий.
Необходимо особо отметить социальную многофункциональность праздника
вообще и календарного праздника в частности. Среди его основных функций:
торжественное обновление жизни, коммуникативная и регуляторная роль,
компенсаторная, эмоционально-психологическая, идеологическая и
нравственно-воспитательная функции .
Праздник в пространстве ноосферы подобен геоактивным зонам в
пространстве Земли и биоактивным точкам в пространстве организма.
Праздник - сакральное (от латинского sacrum - священное) время,
противопоставленное времени будней. Это разрыв "мирского" времени, когда
люди освобождаются, "опорожняются" от повседневных дел и забот. Он
может заполнять несколько суток, но может укладываться и в несколько
минут: молитва, посещение капища, святилища, храма, медитация, духовное
песнопение.
Выбор времени и места проведения праздника, подготовка этого места,
психоэмоциональное состояние: всё это оказывает влияние как на
участников, так и на само пространство - время. Праздники тяготеют к
особым местам, многие храмы (святилища, капища и др. места проведения
священных обрядов) располагаются на геоактивных точках Земли.
Если праздник проводится в нужное время и в нужном месте, его
участники максимально раскрываются для общения, для восприятия. Поэтому и
церковь, и государство всегда боролись за контроль над проведением
народных традиционных праздников.
Время, в котором мы живём, делится на праздники и будни. В будни мы
зарабатываем хлеб насущный, в поте и в труде. Но приходит праздник,
когда начинает петь душа, когда хочется думать не только о том, как
накормить свою плоть.
Праздник - это мир чувств, эмоций, стихий, это состояние общения
человека с Богом в нужное время в нужном месте. На встречу с Богом
невозможно опозданье, но правильно выбранное время и место даёт лучший
результат. И для гармонии жизни необходимо, чтобы будни были
уравновешены праздниками, а праздники буднями.
Праздник - это изменённое состояние сознания. Мир открывается с
другой стороны, перестаёт быть обыденным и становится сказочным,
волшебным. Современные люди во многом утеряли это состояние, но, тем не
менее, они отличают обычный обед от праздничного застолья. Особенности
праздника определяют особенности стола.
Праздник - это переходное состояние, когда вести себя обыденным
образом не рекомендуется, потому что это может быть опасно. К природным,
календарным праздникам, которые определяются самим космосом, я добавляю
все обряды перехода: зачатие, родины, всевозможные возрастные
инициации, дни рождения, свадьбы, похороны, проводы души. Иногда
кажется, что они к календарю не имеют никакого отношения. Но от момента
зачатия зависит и момент рождения, этим определяется судьба, а значит и
кончина.
Известно, что в течение дня существуют, по крайней мере, 4
нестабильные временные точки, которые можно обозначить как полдень и
полночь, восход и заход Солнца. Это не те полночь и полдень, которые
объявляются по радио (так называемое декретное время, одним из вариантов
которого является Московское время), а истинные полночь и полдень,
определяемые астрономически. Это время, исчисляемое минутами (до 2-х
часов), является потенциально опасными, критическим, нестабильным, и
люди интуитивно стараются в это время не вести активных дел (например,
полуденный обед или сон, полуночный отдых и т.д.).
Такие же "времена нестабильности", достигающие по продолжительности
2-3-х суток, существуют в лунной периодике: новолуния и полнолуния,
первая и третья четверти. В это время повышается количество аварий,
преступлений, нервных и душевных срывов. Новолуния и полнолуния несут
особую энергетику, которая отмечается поэтами, психологами статистиками и
чувствительными людьми. Христианская церковь строго отслеживает эту
ритмику: многие праздники пасхального цикла (Масленица, Вербное
воскресение, Вознесение) достаточно чётко совпадают с полнолуниями и
новолуниями, а Пасха - с первой лунной четвертью. Следует отметить, что
на новолуния и полнолуния приходятся солнечные и лунные затмения,
делающие эти события ещё более опасными. В году общее количество
затмений от 4-х до 7-и. Не все затмения бывают видны. Полные затмения
бывают несколько раз в столетие, и молва о них хранится многие лета.
Годовая ритмика также отмечает "критические" времена - это
солнцестояния и равноденствия. В народной традиции эти периоды, длящиеся
до 12 дней, отмечаются как праздники: Коляда и колядки - на зимнее
солнцестояние. Купальские мистерии - на летнее солнцестояние. Между
солнцестояниями и равноденствиями находятся особые точки - сречи,
которые отстоят от первых на 40-45 дней.
В любом календаре есть устойчивые даты, которые из года в год
отмечаются как великие, средние и малые праздники. Эти даты в разных
традициях, как правило, не пересекаются. Они, скорее всего, связаны с
годовщинами значимых событий. Ведь не случайно мы отмечаем дни рождения,
годовщины свадеб и похорон - праздники перехода. Когда это событие
значимо для судеб многих людей, оно становится полномасштабным
праздником, но когда оно попадает на "критические" моменты, праздник
становится сильным. Так же сила праздника увеличивается, если
совмещаются все три цикла, что реально может выполняться всегда в силу
соотношения длительностей этих циклов и ''критических" времён. Ведь
годовые праздники длятся до 12-ти дней, между лунными четвертями от 6-ти
до 9-ти дней, а когда лучше проводить основной обряд в полночь или в
полдень, на восходе или закате, определятся самим характером праздника.
Продолжительность определяется самим характером праздника. Праздники,
приходящиеся, например, на солнцевороты отмечаются не один день и
строятся по разветвлённому, насыщенному сценарию. Но даже если праздник
невелик по продолжительности, у него обязательно есть своя программа
действий.
Праздник нуждается в настройке, определённых подготовительных
мероприятиях. Перед большими праздниками необходим пост - подготовка
тела и духа к празднику. Хорошим подспорьем бывает баня - она и моет, и
чистит, и укрепляет. Для непосредственного вхождения в состояние
праздника используют тонизирующий напиток – сурицу, музыку, свет и цвет.
Правильно подобранная музыка, свето- и цветотехника может сильнее
воздействовать на психику, чем адкоголь и наркотики. Посещение
музыкальных концертов, театрализованных представлений - это отклики с
древнейших времён настройки на праздничное настроение. И современные
праздники не обходятся без музыки, пения, иллюминации.
Праздник кроме входа имеет и выход. Находясь долгое время в состоянии
праздника, нужно грамотно и аккуратно выйти из этого состояния. Люди,
проходившие длительное лечебное голодание знают, что вернуться к
нормальному питанию достаточно сложно если не соблюдать определённые
правила, можно сильно навредить себе.
Праздник - это обряд перехода. Мир перестаёт быть обыденным и
открывается возможность слышать пульс космоса. Современные люди во
многом утеряли это состояние, но, тем не менее, они отличают обычный
обед от праздничного застолья.
Следует отметить, что обряды перехода свойственны как каждому
человеку (день рождения, переход в другую возрастную категорию,
посвящение в специальность, смерть), так и для общности людей.
Минимальная ячейка общества- семья, и семейные праздники: свадьба и
годовщины свадьбы по обычаю отслеживаются очень тщательно (вспомните об
обряде серебряной и золотой свадьбы). Развод - это тоже праздник. Если
семья не сложилась, то необходим обратный обряд перехода. Для крупных
сообществ людей, таких как предприятие, район, город, государство, также
существуют обряды перехода: Новолетие, День Победы и т.п. Существуют
праздники церковные, каждая конфессия имеет свои праздники. А если
праздники попадают в космическую ритмику, сила их воздействия
увеличивается.
Праздник - это переходное состояние, когда вести себя обыденным
образом не рекомендуется, потому что это может быть опасно для жизни
человека. Живя в полях космических тел, каковыми являются Солнце, Земля,
Луна и другие, ближние и дальние планеты, всё живое испытывает от них
постоянное, ритмически меняющееся воздействие. Если человек не чувствует
их и не может под них подстроиться естественным образом, как это делают
животные, остаётся одно: знать и уметь. Кто предупреждён - тот защищен.
В мире даже самые случайные вещи неслучайны. Благумилъ (Резунков Андрей Геннадьевич)
Старейшина общины «Крина», доктор философии, г. Санкт-Петербург
из журнала "Ведическая Культура" №3
|